Яндекс.Метрика
Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Сто художников Сибири.

Выпуск II

Галерея «Сибирское искусство» и БФ «Современное искусство Сибири» в настоящее время ведет подготовку издания Профессионального справочника современного искусства «100 художников Сибири». Выпуск II».   Презентация Справочника намечена на начало 2016г в Музее им. Врубеля (Омск). Будет представлена  выставка произведений сибирских художников «100 художников Сибири»  и фотографический проект «В мастерской художника».  

читать далее...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатель жизни

Художественное творчество представляет собой целостную многостороннюю систему взаимоотношений с различными сферами жизни общества, культуры, природы. Искусство, как общественно-значимая деятельность, играет важную роль в формировании системы этических и эстетических  представлений, являясь носителем определенного духовного содержания.

Деятельность галереи «Сибирское искусство» ориентирована на поддержку и развитие художественного пространства сибирского и российского современного искусства. Работа галереи осуществляется по нескольким принципиально-важным направлениям – выставочная, издательская, научно-исследовательская, культурно-просветительская. Галерея последовательно реализует программу по организации выставочных проектов, демонстрирующих наиболее яркие, значимые явления в художественной жизни, как сибирского региона, так и российского, европейского искусства.

Для галереи «Сибирское искусство» художественный проект Perpetuum mobile является возможностью представить современное искусство, творческие размышления художников на новом качественном уровне философских обобщений, в контексте, основанном на культурных общечеловеческих ценностях. Галерея  рассматривает проект Perpetuum mobile как возможность влияния на интеллектуальный уровень художественной практики, на расширение границ творческого самосознания человека, на процесс интеграции творческих усилий.

Проект имеет синтезированную комплексную структуру, охватывающую не только традиционную методологию выставочной деятельности, но и инновационные формы творческого взаимодействия художников, ученых, искусствоведов, направленные на достижение практических результатов. В проекте принимают участие сибирские и европейские художники, что способствует активной интеграции локальных творческих инициатив в мировой художественный процесс.

В задачи  проекта входит осмысление исторической и культурной идентичности, развитие гуманистической общности, способствующие дальнейшему объединению и расширению контактов национальных культур Запада и Востока, их взаимному обогащению, открывающему новые измерения сознания и возможности более высокого творческого опыта и духовно-ментального развития.

Проект Рerpetuum mobile был задуман и создавался как логическое и закономерное продолжение выставочного художественного проекта След, который объединял художников из десяти сибирских регионов, обращающихся к теме архаики, духовного наследия предков, достижений культуры древних цивилизаций и традиций.

Художественный проект Perpetuum mobilепредставляет искусство наиболее динамично развивающихся, способных  глобально и системно мыслить, европейских и сибирских художников, скульпторов, музыкантов, создателей арт-объектов и инсталляций, обращающихся в своем творчестве к философскому  осмыслению действительности, тем более что каждого художника, вошедшего в состав проекта, отличает высочайший уровень мастерства исполнения.

Идея проекта формировалась Галереей в течение года в творческих дискуссиях и обсуждениях. Ее созданию предшествовало тесное и плодотворное сотрудничество с бельгийским художником и философом Кристофом Меулом, а также опыт творческих исследований сибирских художников – Николая Рыбакова (Красноярск), Евгения Дорохова (Омск), Сергея Дыкова (Горно-Алтайск) и многих других.

Талант художника определяет высоту его творческих устремлений. Длягалереи очень важно достойно представить искусство художника как непрерывный созидательный процесс,

объединенный цельной идеей, проследить динамику развития художественной мысли в творчестве мастера. Ценностные ориентиры, искренность художественного повествования, включенность в контекст философских тем,связанных с осмыслением бытия, с вопросами самосознания и самоопределения в мире, соотношения материального и идеального в творческихпоисках художника, осмысления взаимосвязей с окружающим миром – явились критериями приглашения к участию в проекте Perpetuum mobilе.

Задача художника – донести свое искусство до сердца и сознания зрителя. В задачи галереи входит создание условий для сближения создателей и ценителей искусства, организация арт-площадки для творческих обсуждений, формирование круга интеллектуального зрителя, способного воспринимать мысли и видение художника. Целевая аудитория галереи – это художественная и научная профессиональная общественность: художники, фотографы, журналисты, искусствоведы, критики, профессионалы, занятые в сфере рекламы,  дизайна, РR, телевидения,  студенты творческих ВУЗов и широкий круг общественности, интересующейся современной культурой. Галерея активно привлекает творческие ресурсы и создает принципиально новую  для широкой публики художественную среду.

 

Проект Perpetuum mobile начал свою работу летом 2009 года. Первым событием проекта стал Культурологический пленэр «Горная Шория – 2009», в котором приняли участие художники, фотографы, ученые из России и Европы. Культурологический пленэр «Горная Шория» представляет собой инновационную форму организации художественного процесса, главной задачей которой является художественное, научное исследование исторического, культурного, природного богатства края.

В программу пленэра входили репортажная и художественная фотографическая съемка для создания фотографического альбома по Горной Шории, проведение семинаров, круглых столов  по теме «Древние культуры и их трансляции в современном искусстве Сибири», а также знакомство с бытом, обычаями, традициями, обрядами, легендами шорского  коренного населения Юга Кузбасса, проведение мастер-классов художников в качестве обмена опытом, собственно пленэрная практика: создание этюдов, зарисовок, живописных работ, посещение раскопок, знакомство с археологическими артефактами в районе поймы реки Мрас-Су, экскурсии, знакомство с культурно-историческим наследием Горной Шории (музеи Кемерово, Новокузнецка,

Таштагола, Усть-Анзаса) и Лэнд-Арт - создание художественных объектов из природных материалов под открытым небом.

Пленэр проводился в одном из самых живописных мест Сибири – Горной Шории. Здесь зародился новый вектор художественной жизни, следующий этап, дальнейший виток развития, объединяющий творческие инициативы художников, фотографов, искусствоведов, галеристов, в новом многоцелевом проекте Perpetuum mobile. Международный статус события создал новые возможности для представления региона  в своем культурном аспекте и развития туризма.

           

В декабре 2009 г. состоялась презентация художественного проекта Perpetuum mobile и открытие основной экспозиции из произведений 23 художников из России, Бельгии, Голландии, Японии. Выставка представляет произведения разных направлений современного искусства: живопись, графика, скульптура, объект, цифровая печать, музыка, и в целом отражает ситуацию в художественной жизни Сибири. В течение года проект будет показан в музеях и выставочных залах Новокузнецка, Прокопьевска, Кемерово, Ханты-Мансийска, Новосибирска, Томска, Красноярска, Москвы. И в каждом городе будут приглашены к участию художники, работающие в рамках общей концепции проекта, представлены новые версии экспозиционных решений.

 

Проект Рerpetuum mobile по оценкам профессионалов и СМИ значительное для художественного процесса Сибирского региона и города Новокузнецка состоявшееся событие, объединившее представителей разных стран. В проекте приняли участие как художники из европейских стран – Кристоф Меул, Карл Крайсбергс (Бельгия), Роже Янссен, Александр Бобкин (Голландия), так и из Японии - Коичи Кионо. Германский проект Genius Loci, в котором участвуют 11 немецких художников, представляет куратор  Евгения Горчакова. В творческую группу сибирских художников вошли: Николай Рыбаков, Сергей Ануфриев, Валерий Сысоев, Александр Краснов (Красноярск), Ринат Миннебаев (Уфа), Евгений Дорохов, Татьяна Колточихина, Сергей Баранов, Дамир Муратов (Омск), Сергей Мосиенко, Михаил Казаковцев (Новосибирск), Лариса Пастушкова, Евгений Скурихин (Барнаул),  Сергей Дыков (Горно-Алтайск), Валентин Долгов (Томск), Александр Гаврилов, Елена Жукова (Новокузнецк), Евгений Тищенко, Александр Новиков (Кемерово).

Актуальность и современность проекта Рerpetuum mobile заключается в соединении культурного потенциала сибирской межрегиональной художественной практики с активностью международной арт-системы. Одна из задач организации современного художественного процесса в сибирском регионе состоит в преодолении разобщенности, налаживании контактов, приложении целенаправленных усилий для расширения представлений о творческих исследованиях художников, состоянии художественных процессов других регионов и стран. Состояться как художнику можно тогда, когда есть возможность оценить свое творчество в современном мировом контексте.

Авторы идеи и куратор проекта стремились осветить основную линию развития темы, показать интересные параллели и художественные решения зарубежного и сибирского искусства, проследить особенности художественной интерпретации философских и культурных феноменов.

СимволикаPerpetuum mobilе дословный перевод означает Вечный Двигатель, это бесконечное движение потока жизни, цикличность и многогранность ее проявлений. Это Мировое колесо Времени, круговорот жизни и смерти. Это универсальное философское понятие, имеющее множество смыслов и значений.

Любое движение жизни соотносится с импульсом, вибрацией, циклом. Еще не родившийся эмбрион испытывает воздействие ритмов материнского организма. Циклическое воздействие

космических излучений отмечается в различных сферах жизни Земли - геологических, климатических, социальных, религиозных и политических и оказывает непосредственное влияние

на жизнь человечества. Эта модель применима как к отдельной человеческой жизни, так и к большему целому – проявление ритмов и циклов в жизни этноса, культуры, цивилизации, жизни нашей планеты, Солнечной системы или Вселенной.

Все эти циклы осознанно или на уровне интуитивного чувствования получили свое отражение в религиозно-философских системах, народном эпосе различных времен и этносов.Прогрессивные умы человечества, осмысливая мировой ход космического эволюционного процесса, приходили к пониманию всеединства и взаимосвязанности: Аристотель, Пифагор, Коперник, Бруно, Парацельс, Бёме, Кюри, Вернадский, Чижевский, Гумилёв…

Любое движение – это процесс, протяженный во времени, имеющий свое начало и конец. Бесконечное движение подразумевает повторяемость ряда событий, в течение которого происходит развитие, переход на новый качественный уровень. Целью любых преобразований, происходящих на разных уровнях сознания: инстинктивно-биологическом, ментально-культурном, духовно-космическом, является достижение большей интегративности, целостности, совключенности с нечто большим, чем отдельная индивидуальность.

Состояние целостности переживается человеком, когда он ощущает себя частью мира, чувствует себя счастливым. Когда есть возможность двигаться в этом мире не изолированно, а совместными, соборными усилиями, когда есть попутчики, единомышленники, которых объединяют общие цели, задачи, интересы. Тогда создается та насыщенная полноценная творческая жизнь, которая, по сути, и является  Вечным двигателем, двигают который во все времена люди неравнодушные, способные испытывать радость жизни, радость познания мира, радость творческого вдохновения.

Состояние целостности достигается, когда человек обращается к своим истокам, корням, родовым, культурным традициям, достижениям культуры, цивилизации, религии, идеологии, опираясь на них в осуществлении собственных или коллективных целей. Без надежной укорененности невозможно создание прочного и надежного основания для строительства чего бы то ни было на Земле. Стремление "вернуться к истокам", обрести первоначальный творческий дух в мифологическом прошлом, соединить "воспоминания", цели и реализацию для творческой индивидуальности – своеобразный акт осуществления преемственности и передачи последующим поколениям аккумулированного жизненного опыта.

Вечный двигатель жизни – это символ сердца в человеческом организме, души в человеческой сущности, солнца в нашей солнечной системе, это фактор сознания, побуждающий к бесконечному познанию и раскрытию творческой индивидуальности, это большие и малые циклы Вселенной, оказывающие влияние на все живое на нашей планете.

Perpetuum mobilе в человеческой эволюции – будь то в масштабе целой нации или отдельной личности – рассматривается как процесс развертывания творческих сил и способностей, инициируемых сознательно изнутри, из глубины личности, опираясь на достижения культуры, цивилизации, традиции.

Философское и художественное осмысление достижений культурного наследия древних цивилизаций и традиций приносит возможность понимания значения подлинных фундаментальных общечеловеческих ценностей, интегративности творческой жизни как уникального синтеза прошлого и будущего в полнокровное настоящее, трансформацию энергии связности времен в энергию сообщности, соборности людей, человеческого общества, нации, всеобщего целого.

Тема движения, пути, развития актуальна и востребована в современном искусстве, к ней можно возвращаться вновь и вновь. Активно развиваются новые виды искусства – объект, инсталляция, видео-арт, цифровые технологии, интерактивные виды искусства. Динамично развивается художественная мысль, художники начинают работать с исследованием основопонятий, с социально-историческими, физическими, философскими или биологическими

теориями, в своих творческих поисках они используют научные подходы, делая попытку интересующие их явления объяснить с точки зрения объективности законов природы.

Тема движения является магистральной, векторной темой в искусстве, направляющей вширь, на раскрытие новых аспектов действительности, или погружающей в глубину человеческого сознания. Проникнуть в тайны Вселенной, расширить границы неизведанного, создать свою историю во времени и пространстве - подобное творческое переживание не может иметь своего завершения.

Создание художественного образа Perpetuum mobilе участниками проекта выводит зрителя на качественно иной план осмысления действительности, расширяются мировоззренческие представления, обретается новое эстетическое понимание. Особенности художественного сознания – суметь выделить из мимолетности жизни именно то, что является значимым и поистине ценным для художника. Творческая алхимия вершится во внутреннем мире мастера, в его душе, в его разуме, а не во внешнем мире. Отсюда атрибутика, используемая в произведениях художника, созданные им образы, символы являются выражением тех процессов, которые происходят в нем самом.  Анализ изобразительного опыта показывает, насколько

индивидуальны подходы в интерпретации темы в работах участников проекта. Создается особое сакрализованное пространство, в котором творческим мышлением художника происходит постижение, преобразование  всего комплекса вечных тем, олицетворяя неповторимый опыт самих авторов.

 

Сергей Дыков  как творческая индивидуальность глубоко подошел к пониманию своих основ, корней, родовых и культурных традиций.  Художник способен охватить

в своем творческом акте все многообразие единства жизни, оперируя обобщающими понятиями и смысловыми категориями универсальности. Достижение символическо – архетипической тождественности творчества художника ярко проявляется в его графических произведениях («Дерево поколений»). Обращение к этнокультурным потокам рождает замедление ритма рисунка, время как бы поворачивается вспять, происходит схематизация изображения, образы воспринимаются фрагментами памяти.

Актуализируя великие подземные и небесные природные силы, художник приводит зрителя в соприкосновение с источником внутренних сил, настраивая на живой ритм Природы («Крылья вечера», «Закатные облака»).

Вечно вращающееся колесо жизни. Бесконечное движение космоса в произведениях мастера, движение всех частей мира, где нет покоя и изоляции, где всеединство органически присутствует в каждой точке художественного пространства. Постоянное динамическое воздействие космической беспредельности испытывается как направленная преобразующая трансформация  земной реальности («Похитители Огня», «Люди Черного Лебедя»).

Творчество бельгийского художника Кристофа Меула придает новое «измерение» социальному значению искусства. Он обнаруживает в событиях человеческого опыта последовательный порядок, позволяющий делать предположения о будущей истории. Художник полагает, что причины событий настоящего необходимо искать в ошибках прошлого.

Наблюдая разобщенность европейского общества, ориентированного на потребление суррогатных ценностей, предложенных современной поп-культурой, художник актуализирует необходимость перехода от общества, сфокусированного на реализации личных эгоцентрических интересов к обществу, действующему на социально-культурном, трансперсональном уровне, когда происходит соотнесение новых культурных достижений в коллективное целое.

По мнению художника, искусство, направленное на разумное восприятие и осмысление процессов, происходящих в современном обществе, способно приблизить желаемое гармоничное будущее. Его Вечный Двигатель – это развитие, побуждаемое сердцем, ведущее к искреннему раскрытию лучших качеств человеческой природы. Работы Кристофа обладают полнотой личного высказывания.

Восприятие Вечности, где полнота времен и веков соединяется в едином потоке, наполняющем Чашу Жизни, звучит в живописных  работах Николая Рыбакова. Дыхание жизни, ритмичность ее проявления, наполнение и опустошение, начало и конец складываются в ощущение непрерывности существования, воплощенное в образе  «Чаши». Интонационно сдержанное цветовое решение, как бы предоставляя возможность символам времени проявиться на полотне картины сквозь пелену памяти, неспешно ритуализирует процесс соприкосновения с безвременьем - погружения в глубину таинства творящейся мистерии жизни.

Символы Рината Миннебаеваподнимают архаический пласт древних мифологий. Используя образы многовековых преданий в качестве фундамента при создании выразительных и лаконичных конструкций абстрактной реальности, наложенных на грубую материальность бумаги авторского литья, автор как бы выстраивает взаимосвязь между произведениями древнего и современного искусства, подчеркивая преемственность художественного опыта (серия «Абстрактная реальность»). Творческое вдохновение вызывают у автора и изображения археологических памятников в серии «Мегалиты», выполненные в технике автолитографии.

Живым всеединством человека и вселенной проникнута ткань живописных полотен Евгения Дорохова(«Все меняется, ничто не исчезает», «Небесный Странник»). Особая поэтически-космическая повествовательность живописной манеры художника требует погружения, переживания, осмысления и глубокого осознания. Многообразная и многоплановая Жизнь в работах художника воспринимается и принимается как всеобъемлющая реальность, как естественное и закономерное проявление космического первоначала, нисходящая в мир испытаний и проживаний человека (серия «Небесный поток»).

 

Серия графических произведений Евгения Тищенконаполнена мифопоэтическими смысловыми конструкциями. Каждая работа автора воспринимается как личностная история, воплощающая классические сюжеты минувших эпох. Высокопрофессиональный технический уровень исполнения произведений подчеркивает искренность и глубину создаваемых художественных образов.

Испытание свободы, радости, праздника разыгрывается в творческом пространстве Сергея Мосиенко(полиптих «Левитация»). Изящная живописная манера художника, тонкая работа с колоритом и пластикой создаваемых форм  складываются в особую интеллектуальную изобразительность творческого вдохновения.  Крылатая композиция «Левитации»  усиливает  впечатление  свободы выражения мысли художника и мастерства ее исполнения. Его опыт вечности – это полет, полет фантазии, игры, отсутствие гравитации и естество самой жизни.

Для Роже Янссена важным элементом реализации темы было как создание психологического образа светил,  влияние которых  распространяется на жизнь человеческой цивилизации, так и представление их в качестве объекта исследования («Луна», «Солнце»). Работы с использованием смешанной изобразительной техники – цифровой графики и фотографии представляют вниманию зрителя пространства, имеющие культурно-историческую ценность и сохраняющие природную уникальность (серия «Мюнхен»).

Карл Крайсбергс, используя технику цифровой графики, постигает значение общечеловеческих основопонятий, таких как Жизнь, Любовь, Красота, Мир, Истина… Образы, которыми оперирует художник, навеяны впечатлениями, полученными во время летнего культурологического пленэра, и проявляются как уже осмысленные, пережитые и представленные в новом качестве. Художник прямо декларирует этические ценности, не прибегая к элементам иносказательности.

Коичи Кионоразмышляетуниверсальными многоплановыми символами, лаконично и точно выражающими суть и смысл зарождения жизни (серия «Яйцеклетка»). Используя технику печатной графики (офорт, акватинта, шин-колле), в своих решениях художник идет от универсального к уникальному, осмысливая положение, что каждая индивидуальная мысль и жизнь неповторима.

В работах новокузнечанина  Александра Бобкина, ныне живущего и работающего в Голландии, звучит метафизическая обратимость времени. В цикле печатной графики «Река» созерцательное состояние сознания растворяется в потоке жизни, представляющем и прошлое, и будущее единовременно, вне условностей формального осмысления реальности. Движение художественной идеи от интуитивного предощущения к воплощению образа  разворачивается в пространстве диалога художника со зрителем, вызывая переживание состояния жизни как творческого явления.

Символическое мышление проявляется в произведениях Татьяны Колточихиной.  Тонкая мембрана батика под руками Татьяны дышит, отражая движение творческой мысли. Изобразительная сила техники исполнения способна передать «энергетику духа» как последовательное алхимическое превращение художественной идеи в осязаемую ткань формы. Полиптих «Узел» и «Движение», выполненные в технике горячего батика,  живые и выразительные по колориту, содержанию и воплощению образа, являются уникальными произведениями искусства.

Михаил Казаковцев следует индивидуальной логике творческого развития. Его работы каждый раз неординарны и неповторимы в своей содержательности. Имея яркий индивидуальный язык, постоянно развивая и совершенствуя свой уникальный стиль, в своих творческих поисках он сохраняет открытость и приверженность риску. И всегда делает это талантливо и профессионально. В живописной серии «Сумасшедшая архитектура» динамическое моделирование пространства, выстраивание формальной архитектоники на картинной плоскости указывает направление творческих исканий художника.

 

Дамир Муратов предметом своего художественного опыта делает объекты из мира фантазии, моделируя и украшая объемные формы росписью («Красный барабанщик», «Посылка

в никуда»). Счастливый обладатель творческой свободы самовыражения, художник создает  оригинальные по исполнению и метафорические по содержанию рукотворные образы-каламбуры, обладающие несомненным эстетическим обаянием.

РаботыАлександра Новикова объединены особым узнаваемым стилем, вызывая у зрителя объемное чувство ирреальности, открывая целое пространство заложенных автором смысловых категорий. В процессе творческого осмысления темы Вечного Двигателя создан полиптих «Деструкция», конструктивными решениями призванный «включить» мышление зрителя. Разрушение рассматривается автором как неотъемлемая часть общего созидательного эволюционного процесса, а дуализм как проявление космических первопричин.

Миры скульптора Валерия Сысоева, наполненные глубокой созерцательной поэтичностью, живые, теплые и трепещущие, никогда не оставляли зрителя равнодушными. В проекте Perpetuum mobilе скульптором представлены работы «Аргиш. Вечное движение человека» и «Ход Рыбы», выполненные в авторской технике – кованая медь. Воплощение объемных пространственных образов, наполненных особой пластической выразительностью, позволяет зрителю прикоснуться  к священной истории мифов, преданий, легенд.

Александр Гавриловиспользует приемы иносказательности и иронии в качестве зеркала, позволяющего автору представить свой взгляд на мир таким образом, чтобы зритель сам мог интерпретировать и особенности творческого видения художника, и содержание его работ, и его образы, и его иронию («Осенняя заготовка облаков», «Корабль дураков»).

Состояние пространственно-временного резонанса присутствует в структуре любой творческой индивидуальности. Резонанс, как способность звучать в унисон, откликаться на ритмы и мелодии вселенной,  как состояние сонастроенности внутреннего звучания со всем пространством жизни,  сопутствует любому  творческому вдохновению. В графических листах «Точки соприкосновения», выполненных в авторской технике, Сергей Ануфриев осмысливает логику и принципы контакта как возможности достижения резонансных отношений с окружающим миром. Художественный поиск автора отличается  пространственным  мышлением и эстетической содержательностью.

Высочайший уровень мастерства исполнения демонстрирует график Валентин Долгов в серии «Locomotive number 4». Оригинальное прочтение темы Вечного двигателя решается художником как графическое воплощение моментов и элементов движения в неповторяющейся «локомоции» - динамике ритмического рисунка.

           В творческих поисках  Ларисы Пастушковой создается особое мифологическое пространство. Опираясь в своих размышлениях  на философские категории,  художник осмысливает культурно-историческое мифологическое наследие. Преобразуя образы и символы ушедших эпох,  наделяя  их индивидуальными смыслами и значениями, автор выстраивает изобразительные графемы в последовательные символические  ряды. Архитектоника  знаков метафизической реальности находит свое разрешение в работах «Опорные столбы» и серии «Контуры возможных вариантов». Художник создает образы основополагающих структур, призванные осуществлять ценностные установки в мире феноменальном, подверженном хаотическим деформациям.

Творчество Сергея Баранова отличается особым концептуальным подходом. Создаваемые им образы становятся носителями концентрированных идей художника. Смело экспериментируя с формальной пластикой, художник стремится проникнуть в самую суть предмета или явления, размывая границы наших представлений, знаний и чувств. Характерным почерком автора является парадоксальное развитие традиционного сюжета. Искусство Сергея Баранова – это постоянная новизна художественных решений, открытость, неожиданность цветовых соотношений в сочетании с философским отношением к цвету, лаконичность и точная образная выразительность, тонкое балансирование на острие парадокса и феноменальности.

 

Евгений Скурихин. Руке мастера подвластен любой материал – дерево, глина, кожа, металл… Нет ничего невозможного, диапазон творческих интересов художника необычайно широк. Парковая скульптура и пластика малых форм, интерьерный дизайн, проектирование и установка храма Животворящей Троицы в Антарктиде, искусство станковой графики. Его работы вызывают магнетическое притяжение и становятся стилистически узнаваемыми. Сочетание неожиданных элементов, непредсказуемые трансформации ритма и пластики создают миры иного порядка. «Лишь художнику позволено изложить неведомые миры, - слова Евгения Скурихина, - сложнее и желанней создать благое произведение, которого не существовало никогда».

 

 «…Любую предопределенность можно изменить на перекрестке пути, в точке внутреннего этического выбора. В жизни отдельного человека этот выбор совершается в Сердце, как во вместилище общечеловеческих ценностей. Мера Любви, мера Доброты, мера Честности и Чести определяют уровень гармонии жизни.  Если случилась Радость, значит твой выбор был верным, если чувствуешь себя счастливым – то ты на правильном пути…» Жукова Елена.

 

Логичным решением было включение в Perpetuum mobilепроектаGenius Loci одиннадцати немецкиххудожников, участников VI Новосибирской биеннале графики.Куратор проекта  -  художник Евгения Горчакова. Последние 19 лет она живет и работает в Европе: Франции и Германии, принимает участие в самых серьезных художественных форумах – симпозиумах, фестивалях, биеналле Европы и России. В проекте Genius Loci представлены произведения художников, отражающие философскую тему «Дух места».

Значение места как культурного пространства - в формировании и хранении символов культуры и цивилизации, связей генетических, исторических, духовных. Любое произведение искусстваможно рассматривать как диалог художественного сознания с окружающим миром в пространстве-времени. И этот процесс имеет не просто объективную природную значимость – подобное переживание проявляется в стремлении вырваться из заданности течения жизни, потребности ощущать себя частью мира, частью природы, общества. Переживание состояния единения помогает человеку обрести опору в окружающем мире и смысл в собственной жизни. Тогда произведение искусства становится Духом Места – своеобразным мостом, соединяющим опыт человеческой истории сквозь время и пространство,хранителем памяти, отражением индивидуального творческого переживания, мастерской уникального художественного эксперимента.Возрождение связей искусства с окружающим пространством проявляется в осмыслении пути, пройденного человечеством, этносом, цивилизацией, в осознании своего местобытия, своей культурно-исторической идентичности. Это своеобразный диалог, позволяющий сохранить свою индивидуальность в век нарастающей глобализации.

«Увидеть весь мир в предмете, установить через конкретную вещь контакт, личную связь с пространством, в котором ты существуешь – значит найти созвучие с окружающим

пространством, подружиться с ним…Человек – житель универсума – это не просто метафора сегодня… Путь человека определяет извечная потребность найти такое состояние, когда

 «разговор» состоится, и ты из течения жизни прорываешься к измерениям, где нет деления на «я и мир», где нет противостояния. Характер места как партнера диалога и есть «genius loci» (Е. Горчакова, из концепции проекта). Работы  немецких художников, гдекаждый имеет свой собственный взгляд,свое понимание,видение, создает свою историю, представляет своеобразное путешествие по творческому мироощущению.

         Осмысливая содержательность авторских работ европейских художников, обобщенно можно сказать, что для западного мышления скорее характерно привлечение внимания к волнующей художника теме; в произведениях мало склонности к анализу, рефлексии, иносказательности, зачастую наблюдается обращение к прямым цитациям, присутствует определенная декларированность изобразительных решений.            

Художественный подход, который используется как сибирскими художниками, так и японским автором при создании произведений искусства – это скорее синтетический процесс, нацеленный на осмысление, трансформацию культурного и научного багажа, с элементами созерцательности и склонности принимать Жизнь как данность во всем ее многообразии, без попыток что-либо осудить, или исправить, без настойчивого позиционирования своих взглядов и убеждений. Подобный способ проявления творческой мысли характерен для восточного типа мышления.

 

В современном мире происходит постоянное движение, меняется сам мир, с его непрекращающейся динамикой, ритмами, открытиями. Рождаются новые идеи. Для художественного процесса существенно, чтобы внутреннее содержательное пространство и концепция выставочной деятельности постоянно менялись, развивались. Но при этом крайне важно сохранить в целостности культурно-этические, духовные и эстетические основы.

Проблематика современного искусства состоит в том, что это новый специфический вид отражения действительности человеком. Сегодня Contemporary  Art представляет собой засилие идеалов массовой культуры, ориентированной на вкусы «среднего» потребителя, приводящее к обесцениванию идеалов предыдущих поколений. Современное общество переживает разложение великих образов прошлого, оно загипнотизировано хаотической повседневностью и профанической общественной жизнью. Contemporary Art – актуальное искусство, преследующее сиюминутные цели, не связанные с искусством как таковым, а связанные с утверждением ценностей общества потребления и не представляющеезначимости вне определенного социально-экономического контекста.Творчество утрачивает свои первоосновыи все больше становится художественным производством,в котором происходитпрогрессирующаядевальвация духовных оснований, укрепляет свои позиции его игровая роль.

Для современного искусства, участвующего в формировании художественного сознания общества существует свое определение – Modern Art – искусство, направленное к фундаментальному человеческому инстинкту гармонии, уравновешенности и ритма, обращенное к ценностно-смысловым культурным понятиям, это искусство подлинное, представляющее творчество настоящих художников.

Проект Perpetuum mobilепредставляет собой своеобразный интерактивный творческий контакт – живой, динамичный, информационно насыщенный, направленный на обновление, расширение границ самосознания человека, способный обогатить творческую личность.

Анализ содержания работ художников из разных стран евразийского континента, участвующих в проекте Perpetuum mobilе, показал общность в понимании и осознании значения Жизни как уникальной культурной ценности.

 

В рамках проекта Perpetuum mobilе предполагаются встречи, дискуссии со специалистами,  занимающимися проблемами археологии, истории, этнографии, культурологии, искусства, вопросами исследования путей трансформации культурного наследия древних цивилизаций и народов в пластику современного изобразительного искусства. Благодаря серии передвижных выставок, а также веб-сайту (www.sibgal.com) с проектом сможет познакомиться широкая аудитория в России и за рубежом. Экспонирование выставки в городах Сибири создаст необходимые условия для обмена информацией и творческими ресурсами между Сибирскими музеями и галереями.

Проект Perpetuum mobilепредставляет искусство художников как инструмент для

исследования, а для зрителей, ценителей современного искусства, дает возможность познакомиться с мироощущением художественного сознания, получить эстетическое наслаждение и вероятно, найти ответы на какие-либо свои вопросы.                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                               Елена Жукова